Сайт издательства ЗАО «РКИ Соверо пресс»


www.soveropress.ru
www.annaly-nevrologii.ru


Внимание!
Сайт журнала Анналы клинической
и экспериментальной неврологии
перемещен на адрес
www.annaly-nevrologii.com

Attention!
The Website of Annals of Clinical
and Experimental Neurology
has been moved to
www.annaly-nevrologii.com

+7 (916) 691-92-65

taratorkin1305@yandex.ru




www.rnmot.ru

Свежий номер

"Анналы Неврологии"
Том 17 №4 2023

Tom-17-4-2023

Открыть журнал

 

NeuroForum_2024_banner

 

 

"Интерфарммедика"

Kongress_terapevtov_november_2019

Открыть газету

 

xviii-nkt_banner

Международный конгресс Активное долголетие

Нестеровские чтения

"За медицинские кадры"
июнь 2020

Za_med_kadry_15_2020

Открыть газету

Трансфер медицинского образования испытывает трудности

Трансфер медицинского образования

Медицинское образование становится драйвером развития не только отрасли, но и страны. В последние годы отмечается положительная динамика притока в РФ студентов, в частности индийских. Но, согласно прогнозам, через 5–7 лет отечественные вузы столкнутся с серьезной конкуренцией в связи с развитием медицинского образования в странах, граждане которых сегодня выбирают Россию. Удержаться на достигнутых рубежах российским вузам помогают индийские инвесторы, которые создают для своих соотечественников комфортные условия обучения.

Один из показательных примеров — Пермский государственный медицинский университет (ПГМУ) им. ак. Е.А. Вагнера, в котором есть целые династии иностранных выпускников. Как рассказала ректор ПГМУ Ирина Корюкина, в последние 3–5 лет число иностранных студентов в вузе выросло со 100–150 до 1800. Порядка 80% из них — 1200 человек — привезла в Пермь компания «Центр международного образования». В ПГМУ несколько подобных компаний-операторов, которые оказывают иностранным студентам услуги по организации приезда и решению организационных вопросов. «Центр международного образования» — один из старейших и самых крупных партнеров вуза.

Чтобы расширить и закрепить этот опыт, учебное заведение использует новые возможности. В частности, внедряется обучение по российским учебным программам на английском языке. По словам Ирины Корюкиной, эта инициатива получила позитивный отклик.

Сдерживающий фактор развития образовательного экспорта — дефицит общежитий для студентов. Для решения этой проблемы власти региона начали строить студенческий кампус. Проект реализуется в сотрудничестве с инвесторами из Индии. Планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию — 2023 год. В кампусе в центре Перми будет проживать до 6000 студентов, и не только медицинских вузов.

«ПГМУ становится объединяющим началом для научного и студенческого сообщества в более крупном масштабе, — отметила Ирина Корюкина. — Наш губернатор понимает, что приток иностранных студентов — развитие для края и для нашего вуза. Это новые методики, программы, повышение уровня преподавания, рост зарплат преподавателей, многоплановое межкультурное сотрудничество. Важно также, чтобы дружественные страны были ориентированы на Россию».

В январе 2020 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время официального визита в Индию обсудил с коллегами текущее состояние и перспективы развития двусторонних отношений в свете ориентиров, заданных по итогам XX российско-индийского саммита во Владивостоке. Комментируя это событие, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Индия Федор Розовский напомнил, что в 2020 году Россия и Индия отметят 20-летний юбилей сотрудничества.

«Трансфер российского образования — одна из важнейших составляющих этого партнерства», — подчеркнул он.

По словам Розовского, в последние годы отмечается положительная динамика притока индийских студентов в РФ.

Как рассказал ректор Марийского государственного университета Михаил Швецов, из 2000 иностранцев, обучающихся в вузе, 1500 — студенты-медики. Приезжают они в основном из Индии, стран Средней Азии, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Медицинское образование — одно из самых востребованных, — отметил он. — По другим направлениям — IT, инженерия, химия — эти государства уже выстроили свои, достаточно сильные системы».

По его мнению, время на продвижение российского медицинского образования в Индии есть, но с каждым годом возможностей остается все меньше. Через 5–7 лет они выстроят свою систему образования и из учеников станут конкурентами России, пояснил Швецов. Например, уже снизился поток в нашу страну студентов из Латинской Америки.

«В отличие от нас, за рубежом образование развивается за счет частного сектора», — констатировал Швецов.

По его мнению, настало время пересмотреть подходы к организации работы вузов, к форме и содержанию высшего медицинского образования: «Если в нашей стране среднее число студентов в вузе 8–10 тысяч человек (а в медицинских и того меньше — 4–5 тыс.), то в мире уже есть заведения, в которых обучается до 100–150 тысяч человек. Вскоре с ними будет проблематично конкурировать, они поглотят весь рынок».

Михаил Швецов привел в пример Китай, где конкуренция идет уже даже не за студентов, а за преподавателей. Для привлечения лучших кадров необходимо создать им условия.

«Чтобы не отстать от мирового сообщества, нам надо активно привлекать инвестиции в высшее образование — как государственные, так и частные», — указал он.

В России сегодня 4 млн студентов, в Турции — 7 млн, в Индии — 33 млн, в Китае — 44 млн.

«Страны, которые раньше мы не воспринимали как индустриально развитые, сегодня нас обогнали и в этом», — отметил Швецов.

В Марийском государственном университете, по словам ректора, удалось активизировать процесс привлечения иностранных студентов благодаря старым наработкам. В свое время освободившиеся старые корпуса вуза были оборудованы под общежития для студентов. Хорошим подспорьем стала работа с инвесторами из Индии — за три года они построили в марийском вузе тысячу мест в общежитиях. Сейчас следующий этап — для очередной ступени роста нужны новые учебно-лабораторные корпуса. На каждую 1000 студентов требуется корпус площадью 5–10 тыс. кв. м.

«Центр международного образования» готов расширять сотрудничество, предложить вузам новые опции. Компания начала выплачивать стипендии и предоставлять льготы на обучение индийским студентам. В этой программе как отличники, так и представители небогатых индийских семей. Вузам-партнерам оказывается помощь в снабжении необходимой учебной литературой на английском языке, привлечении квалифицированных иностранных преподавателей для чтения лекций, а также для подготовки студентов к сдаче квалификационного экзамена в Индии.

В Россотрудничестве считают, что в развитии двусторонних отношений между странами сегодня надо уделить особое внимание образованию, обменным программам.

«Образование, и в частности медицинское, — драйвер этих отношений, — рассказал Фёдор Розовский. — Сейчас мы уже должны говорить, что у российских вузов достаточно сильная конкуренция на индийском рынке. Требуется серьезная маркетинговая активность, чтобы занять на нем достойное место».


Яндекс.Метрика