Сайт издательства ЗАО «РКИ Соверо пресс»


www.soveropress.ru
www.annaly-nevrologii.ru


Внимание!
Сайт журнала Анналы клинической
и экспериментальной неврологии
перемещен на адрес
www.annaly-nevrologii.com

Attention!
The Website of Annals of Clinical
and Experimental Neurology
has been moved to
www.annaly-nevrologii.com

+7 (916) 691-92-65

taratorkin1305@yandex.ru




www.rnmot.ru

Свежий номер

"Анналы Неврологии"
Том 17 №4 2023

Tom-17-4-2023

Открыть журнал

 

NeuroForum_2024_banner

 

 

"Интерфарммедика"

Kongress_terapevtov_november_2019

Открыть газету

 

xviii-nkt_banner

Международный конгресс Активное долголетие

Нестеровские чтения

"За медицинские кадры"
июнь 2020

Za_med_kadry_15_2020

Открыть газету

ЗАРЯДИ ДИПЛОМ

Около года назад мы обсуждали эту тему с директором Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяной Владимировной Семеновой. За это время проблема реформирования модели непрерывного медицинского образования стала понятней, на практике в 13 вузах страны опробированы пилотные проекты, медицинские общества оказались важнейшей частью реформы.

Doctor

Татьяна Владимировна, впереди очередная постдипломная «пятилетка». Что изменилось за этот год? Как сегодня врачу подтвердить свой сертификат, набрать необходимое число часов, модулей, баллов?
Мы стремимся к тому, чтобы система непрерывного медицинского образования работала как часы. Пока не все поставленные задачи решены – страна огромная. В течение всей жизни врач с определенной регулярностью (не менее одного раза в пять лет, в общей сложности около 144 часов) посещает курсы повышения квалификации и, сдав экзамен, зачастую ставший формальным, продлевает сертификат врача. На практике, как известно, это зачастую превращалось в бумаготворчество, которое открывало простор скорее для коррупционных схем, чем для полноценного образования.
Большинство врачей дожидались срока окончания сертификата, проходили цикл повышения квалификации и еще на пять лет забывали о необходимости постоянно совершенствовать свои знания.
Последние несколько лет для Мин-здрава РФ было приоритетным по-ново-му осмыслить дополнительное профессиональное образование медицинских работников, чтобы устранить те, на наш взгляд, не очень позитивно исторически сложившиеся тренды в этой системе.
Результатом нашей деятельности в 2015 г. стало создание электронного портала edu.rosminzdrav.ru. Именно через этот интернет-ресурс мы планируем, начиная с 2016 г., всех врачей, работающих в Российской Федерации, постепенно «погружать» в систему непрерывного медицинского образования. Человек, регистрируясь на портале, формирует личный рабочий кабинет, используя возможность выбора двух основных видов образовательной активности. Первый – циклы повышения квалификации, которые дают образовательные или научные организации в виде дистанционных или очных курсов, стажировок или симуляционных циклов. Второй способ активности – образовательные мероприятия, например, конгрессы, съезды, конференции, проводимые профессиональными сообществами. Посещение и участие в их работе врач может зачесть себе в виде часов, модулей. Ну и самообразование – в виде изучения интерактивных, размещенных на портале образовательных модулей.


Итак, электронное рабочее место сегодня уже действует?
Да, действует. Портал наполняется, но это требует значительных временных затрат. Предполагаю, что на полный расчетный ресурс он выйдет лет через пять, когда мы все, что есть в Российской Федерации по дополнительному профессиональному медобразованию, погрузим в этот портал. Сегодня в нем уже более 15 тыс. слушателей, размещено 2200 курсов.


Что врачу конкретно нужно делать?
Надо спокойно готовиться и переходить на новую систему дополнительного профессионального образования; в переходный период, т.е. на ближайшие пять лет, будут параллельно существовать две системы. Поэтому те, у кого сейчас заканчивается сертификат специалиста, который дает право работать в отрасли, может его продлить традиционно, пройдя курсы повышения квалификации и сдав сертификационный экзамен в любой образовательной или научной организации в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н).
В дальнейшем специалиста ожидает новая «пятилетка», к концу которой в системе непрерывного профессионального образования он должен накопить определенную образовательную активность, в общей сложности 250 час за пять лет. При этом в течении 36 час из 50-ти он должен получить знания в виде образовательных модулей, очного обучения, симуляционных тренингов, дистанционных программ, стажировок. Оставшиеся 14 из 50 час врач реализует на конференциях, симпозиумах и съездах.


А если, допустим, дерматолог посещает конгрессы терапевтов, пульмонологов? Это тоже можно рассматривать как повышение квалификации?
Если, например, в рамках Конгресса терапевтов ему, как дерматологу, возможно расширить свои профессиональные знания, посетив соответствующие лекции и мероприятия и применить эти знания на практике, тогда без сомнения нужно засчитывать эти мероприятия в образовательную активность. При размещении конференции на портале она маркируется, т.е. для врачей каких специальностей она будет засчитана. Но выбирает врач самостоятельно. Если мы возьмем Конгресс врачей лабораторной диагностики, то любому практикующему доктору эта тема будет интересна и безусловно повысит его профессиональный уровень и будет засчитана.
Хочу оговориться. Это очень большой, сложный путь, колоссальный труд, который только начинается. При самых позитивных прогнозах необходимо не менее пяти лет, чтобы добиться успешных результатов в ее реализации. В ближайшие пять лет, как я говорила, это будет смешанная система для тех, кто уже трудится в отрасли. Все образовательные профильные учреждения работают очень активно и сосредоточены на том, чтобы максимально полно представить на портале свои возможности. Ряд нормативных документов, которые касаются большого количества людей, находятся в процессе создания, обсуждения, доработки.
Основная наша задача – понять, насколько при формировании специальной программы сработают профессиональные сообщества, сами доктора с мотивацией к самообразованию, готовы ли они к освоению электронных образовательных ресурсов. Важно посмотреть реакцию и действия работодателей, наличие электронного рабочего места у врача, чтобы он мог зарегистрироваться, создать личный кабинет, свою индивидуальную образовательную траекторию.
В рамках реализации «пилотного проекта» по отработке основных принципов непрерывного профессионального образования мы отслеживали реакцию врачей на новую систему. Хочу отметить, что практически все участники проекта были заинтересованы в его реализации. Оценив эффективность сдачи итоговой аттестации по этим программам, можно сделать вывод, что практически все слушатели ее успешно реализовали. Если кто-то и выходил из программы, то добровольно, по ряду объективных и личных причин. Например, смена места жительства. Существенных замечаний от слушателей по пользованию программой мы не получили. Конечно, работодатели пока не привыкли к новому формату, к тому, что работник должен регулярно какое-то количество времени тратить на повышение уровня своей квалификации. Ставился вопрос о так называемых библиотечных днях для врачей, но вопрос пока открыт, его предстоит решать при системном переходе на непрерывное профессиональное образование. Хочу сказать, что система «на пилоте» была искусственно неудобна, так как сжатая программа действовала всего лишь в течение года. Думаю, что впоследствии станет понятна реакция работодателя, так как на него возложена обязанность обеспечить повышение квалификации своих сотрудников. Если мы увидим, что проблемы остались, будем вносить изменения и в законодательную базу.


Какую роль в повышении квалификации играет ежедневная работа врача в конкретном медицинском учреждении? Может ли учитываться как обучение участие в клинических разборах, в постановке диагноза, обходах?
Без сомнения доктора, чтобы занимать свою нынешнюю должность, должны постоянно совершенствоваться. И даже тщательные разборы на клинико-экспертных комиссиях тяжелых клинических случаев со своими опытными коллегами безусловно повышает уровень квалификации специалиста. Но, повторяю, достаточно сложно проверить, оценить качество, стандартизировать его в масштабах страны, учитывая различный уровень медицинских учреждений. Наверное, в перспективе мы будем и это принимать во внимание. В этой части очень важную и заметную роль играет профессорско-преподавательский состав, ведущие специалисты, которые активно занимаются наставничеством, воспитанием молодого поколения врачей.
Для такой категории специалистов этот вид активности тоже нужно засчитывать как профессиональное самосовершенствование. Будет учитываться и профессиональная мобильность, когда человек из одного учреждения отправляется в другое. Мы это называем стажировкой в рамках программ вузов. Например, научно-исследовательский институт, который имеет медицинскую клиническую базу, предоставляет возможность стажировки у конкретного специалиста в течение определенного времени для освоения определенного профессионального навыка.


Верно ли, что труд наставника должен оплачиваться дополнительно?
Основной провайдер у нас – образовательная организация, и эти люди являются сотрудниками вузов, которые имеют государственное задание на повышение квалификации, либо идет финансирование работодателем или специалист самостоятельно оплачивает свое дополнительное образование. Без сомнения, тот, кто преподает или стажирует, должен получать за это заработную плату.
За кем «последнее слово» в оценке профессионального уровня специалиста?
Сегодня – за экзаменацион-ной комиссией, созданной в образовательной или научной организации для проведения сертификации специалиста, а в системе аккредитации – за аккредитационной комиссией, которая будет допускать его до профессиональной деятельности. Качество образования оценивается после завершения каждого цикла. Если врач пошел на стажировку, но никакого навыка не приобрел, ему не дадут документ об освоении этого фрагмента образовательной программы. Каждый фрагмент «закрывается» промежуточной аттестацией и выдачей соответствующего документа. Это касается и электронных образовательных модулей. Если вы их читали, не подтвердили, что освоили материал интерактивным тестом, то они в зачет не пойдут, и вас будут вновь возвращать к тем или иным темам, на которые вы не ответили, а значит, не освоили.


Как вы сегодня оцениваете профессиональный уровень российских врачей?
На мой взгляд, этот вопрос не имеет ответа. Есть система, которая предусмотрена сегодня законом – это «Сертификат специалиста». Подразумевается, что если организация выдала такой документ, она гарантирует качество специалиста.
Как в любой профессии, как в любой отрасли можно, к сожалению, увидеть разный уровень квалификации специалистов, но все же по моему личному мнению российские врачи имеют высокий профессиональный уровень и потенциал, это люди, которые ежедневно спасают сотни человеческих жизней.
Помимо сертификации, есть и другая система – аттестация, которая добровольна. Есть врачи без категории, а есть те, которые специально созданным аттестационным комиссиям как бы доказывают то, что они лучше, чем другие, получая при этом вторую, первую или высшую категории. Это тоже определенный знак качества. К сожалению, в 2014 г. врачей, имеющих врачебную категорию, по сравнению с 2013 г. стало несколько меньше, но хочется верить, что эта ситуация изменится. Ведь категория является своеобразным «маркером», дополнительным критерием оценки качества специалистов.
Сейчас мы внедряем принципиально новую систему – непрерывное профессиональное развитие специалиста, делая все для того, чтобы эта система была удобной, комфортной, понятной. Это сложная задача, колоссальный труд всех – самих врачей, образовательных организаций, профессиональных сообществ, и если через несколько лет эта система заработает в полном объеме, могу сказать, что это будет реальное и актуальное реформирование системы повышения квалификации медицинских специалистов, диктуемое ритмом и требованиями современной жизни.

Беседовал
В.Б. Тараторкин


Яндекс.Метрика